Дислексия что это такое как лечить


Что такое дислексия и как с ней справляться

Не все дети с одинаковым успехом могут учиться читать и писать, и виной тому может быть вовсе не лень или невнимательность. Родители таких детей все чаще слышат слово «дислексия». Это целый комплекс проблем, которые возникают при овладении различными навыками: чтение, математика, письмо, ориентация в пространстве и во времени, координация и моторика. О том, что это такое и как помочь ребенку-дислектику, рассказывает Мария Стулова, специалист по коррекции дислексии, первый российский методист, лицензированный международной ассоциацией DDAI.

Мария Стулова, методист по коррекции дислексии, член международной ассоциации дислексии DDAI, кинезиотерапевт

Как специалист с многолетним опытом работы в области дислексии, методист и мама ребенка-дислектика (моей дочери почти 20 лет), я хочу поделиться своими наблюдениями, опытом и знаниями.

Дети-дислектики могут отличаться выдающимися способностями, но при этом они очень страдают от связанных с дислексией трудностей, от неприятия сверстников и, что ужаснее всего, учителей.

Как распознать дислексию

Прежде всего, не стоит искать дислексию у ребенка младше 8 лет! Нелепые ошибки при чтении и письме, «зеркальные» и «прыгающие» буквы — все это допустимо у ребенка на первом этапе овладения навыками чтения и письма. Стоит тревожиться, если ситуация не изменилась к окончанию первого класса.

Что отличает ребенка-дислектика? Есть набор характерных признаков, которые могут отличаться и меняться. И это непостоянство — тоже признак дислексии.

Общие признаки

Ребенок-дислектик кажется очень сообразительным, но при этом он читает и пишет хуже своих одноклассников. Часто его считают ленивым и отстающим как в учебе, так и в развитии. Естественно, у него низкая самооценка, он очень переживает.

Такой ребенок часто грезит наяву, легко отвлекается, забывает о времени, теряет внимание. Лучше всего он усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдения и наглядные пособия.

Чтение, правописание, зрение

При чтении дислектик жалуется на головокружение, тошноту или головную боль. А буквы, цифры, слова, устные объяснения приводят его в замешательство.

Читая, ребенок додумывает окончания, не дочитывает слова, перечитывает несколько раз, но практически не улавливает смысла. Заметны частые повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и слов.

Он пишет с огромным количеством ошибок, пропуская, дублируя или заменяя буквы. Часто отсутствуют заглавные буквы, знаки препинания; может писать несколько слов слитно, не делая пробелов.

Ребенок чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.

Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.

Слух и речь

У дислектика хороший слух, он способен слышать то, что неуловимо для других, и легко отвлекается на различные звуки.

Он испытывает трудности при выражении своих мыслей, его речь бедная, односложная; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги; испытывает трудности с последовательностью изложения.

Письмо и двигательные навыки

У дислектика изменчивый или неразборчивый почерк. Ему сложно писать и переписывать тексты. Карандаш или ручку он держит необычно.

Часто путает право и лево, верх и низ, отличается плохой координацией движений, из-за чего не удаются командные виды спорта и игры с мячом. Есть подверженность укачиванию.

Математика и время

Дислектик испытывает трудности с пониманием условий задач, с определением и расчетом времени, при операциях с деньгами. Для вычислений он использует счет на пальцах и другие приемы. Зная ответы, он не может делать вычисления на бумаге.

Память и познавательные способности

У ребенка-дислектика отличная долговременная память на впечатления, места и лица. Он очень наблюдателен и в деталях запоминает события, которые стали его личным опытом. При этом информацию, которую он получил не на практике, такой ребенок запоминает плохо. Думает он чаще с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов.

Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность

Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но его поведение отстает от возраста. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам. Дислектик может быть и крайне неорганизован, и очень педантичен, а в классе выполнять роль шута, задиры или молчуна. Он обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью.

Количество ошибок при чтении и письме и других симптомов резко возрастает при затруднениях, стрессе, а также при спешке и проблемах со здоровьем.

Как найти причину дислексии

Есть два основных подхода к определению дислексии.

Первый — педагогический: здесь мы видим наличие симптомов, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования. В этом случае наука пока не способна объяснить причины дислексии.

Дислексия может наблюдаться у клинически здорового ребенка, который весел, открыт, свободен для общения, а грустит и расстраивается лишь тогда, когда приходит время садиться за уроки. Такая форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Второй — клинико-психологический: симптомы дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития и так далее. Чтобы найти эти нарушения, нужно обратиться к специалистам.

Дислексия — это не болезнь, сама по себе в лечении не нуждается!

Невролог

Пройдите максимально возможное обследование: энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Важно определить, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Но гораздо важнее вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. Обращайтесь в неврологические диагностические центры и институты. При выявлении проблем может понадобиться медицинская помощь.

Психолог

Любому дислектику нужна помощь психолога. Он поможет вам выявить уровень стресса вашего ребенка и найти его причины. У дислектиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание того, что с ними происходит, делают их замкнутыми и еще более непонятными для окружающих. А это еще больше затрудняет их социализацию.

Нейропсихолог

В задачу этого специалиста входит построение новых нейронных связей. Этот процесс длится не менее 9−12 месяцев. Если вам предлагают двухнедельные или трехмесячные курсы, это недобросовестная работа и выкачивание денег.

Как справиться с дислексией

Можно ли от нее избавиться

«Вылечить» дислексию раз и навсегда нельзя, ее можно скорректировать и дать ребенку «инструменты», которые значительно облегчат ему жизнь и процесс обучения, помогут самостоятельно регулировать свое состояние. Но изменить восприятие мира дислектика и работу его мозга мы не в силах. Если мы хотим справиться с дислексией, то мы должны набраться терпения, показать свое внимание, участие и поддержку ребенку, страдающему от этого недуга. А специалисты по коррекции дислексии научат его тем способам овладения информацией, которые подходят именно ему.

Что собой представляет коррекция дислексии

Если необходимо лечение нарушений, вызывающих дислексию, то о его длительности и эффективности нужно спрашивать у врачей.

Мы же говорим о коррекции дислексии в тех случаях, когда ребенок клинически здоров. Здесь подойдет метод Дейвиса, который сейчас считается самым эффективным инструментом коррекции дислексии. Метод Дейвиса — это понимание восприятия и видения мира дислектика изнутри. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых. Такой подход имеет высокую результативность и за очень короткие сроки возвращает уверенность в себе.

Неоспоримость методики можно оценивать и по реакции детей, которые с удовольствием бегут на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Участие родителей в коррекции дислексии

Я считаю обязательным участие родителей в процессе коррекции и охотно делюсь с ними знаниями. Коррекция необходима, чтобы построить недостающие связи в мозге. А для этого нужно время! Успешность такой работы зависит и от мотивации ребенка, его желания изменить ситуацию в лучшую сторону и от степени самой дислексии. Она может проявляться в легкой форме, а может быть такой, когда ребенку не справиться без помощи специалистов и родителей.

Помогите своему ребенку сами

В первую очередь постарайтесь понять, что у вашего ребенка образное мышление. А это значит, что его мысли — это картинки. Малыша никто не учил описывать образы, поэтому ему трудно выражать свои мысли словами. Слова, не связанные с образами, для него просто звуки, от которых он устает. Именно поэтому часто возникает чувство, что ребенок не все и не сразу понимает. Именно поэтому дислексия — частая спутница диагноза СДВ (синдром дефицита внимания). Именно поэтому речь ребенка-дислектика часто сбивчивая, непоследовательная, односложная и в ней явно чувствуется обедненный словарный запас. Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Развивайте его речь

Первое, что мы должны сделать, — начать развивать его речь и наращивать словарный запас. Но ваш ребенок не поймет вас, если вы будете объяснять ему все, как вы привыкли — «на словах». Ему нужны образы! Вы должны научиться показывать ему все! С очевидными вещами проблем не возникнет: это предметы, признаки, действия. А вот что делать с предлогами, терминами, междометиями? Тут вам стоит прийти на обучающий семинар.

Ребенок-дислектик осваивает и использует впоследствии только то, что является его собственным жизненным опытом. Поэтому наша задача — этот опыт ему предоставить. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок. Дислектики воспринимают все буквально, их нужно учить понимать пословицы.

Развитие речи должно стать образом вашей жизни! Почему это так важно? Научить читать дислектика не так уж сложно. А вот понимать текст он не сможет: в его сознании нет связей между образами в его голове и словами. Изучать слова нужно в разных значениях. У одного только предлога может быть от 5 до 15 значений. Похожие трудности могут возникнуть с математикой и с другими предметами по той же причине. Числа, ноты, знаки препинания — это все те же символы, они абстрактны для дислектика.

Не заставляйте читать

Пока ребенок не прошел коррекцию дислексии, чтение вызывает у него огромные трудности. Представьте, что вы читаете в движущейся машине, которую сильно трясет на дороге. Вы не станете читать и отложите книгу. То же самое испытывает дислектик, но мы заставляем его читать! Результат — истерики, головная боль, тошнота, слезы…

Читайте ему сами, давайте больше визуальной информации: фильмы, спектакли. Все школьные хрестоматии существуют в аудиоформате, в интернете достаточно записей радиоспектаклей.

Приобщайте к спорту

Особенно важны упражнения на баланс и координацию движений: это формирование межполушарных связей. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. А также дыхательная гимнастика: она позволяет достигнуть равновесия, баланса внутреннего состояния!

Обязательно обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и получите рекомендации относительно именно вашего ребенка.

Читайте также:

Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем

Как воспитать лидера

Нужно ли делать с ребенком уроки?

Фото: Billion Photos/Emre Yen/Oksana Kuzmina/Evgenyrychko/4 PM production/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Дислексия у детей: от симптомов до лечения

Любознательный и сообразительный ребенок вполне может столкнуться с трудностями в школе – ему с трудом будет даваться чтение, письмо. О таких детях часто говорят, что они «смотрят в книгу, а видят… что-то совсем другое». Часто родители списывают эти трудности на характер, рассеянность ребенка, на его индивидуальные наследственные способности к нормальному обучению. На самом деле проблема может быть совсем иной. Так проявляется дислексия.

Что это такое?

Дислексией называется парциальное расстройство навыка считывания текста, которое вызвано дефектным формированием или гибелью некоторых функций психики ребенка, важных для чтения. Это стойкое нарушение чтения, при котором ребенок постоянно совершает одни и те же ошибки при чтении, переставляет местами и заменяет отдельные звуки, пытается воспроизводить текст по буквам и т. д.

В мировой практике под понятием «дислексия» подразумевается избирательное, частичное нарушение способностей к овладению чтением, письмом, счетом. В России каждый вид этих нарушений рассматривается по отдельности, поэтому говоря о дислексии, имеют в виду нарушения чтения, о дисграфии – проблемы освоения письма, дизорфографии – проблемы с грамотностью и т. д. ВОЗ же рекомендует все эти понятия включать в общее – «дислексия».

Нарушение это изолированное, никак не отражающееся на общем психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка. Трудности с чтением и письмом, связанные с другими патологиями, например, у детей с нарушением зрения, слуха, психики – это не дислексия, а лишь симптом при основном заболевании. Сама дислексия заболеванием не считается, к группам неврологических, психических диагнозов не относится. Это логопедический термин, широко применяемый и изучаемый логопедами, психологами и педагогами.

Важно! Ребенок с дислексией с трудом учится, плохо читает, ему бывает трудно понимать прочитанное, но при этом он способен достигать больших успехов в других сферах жизни, например, становиться выдающимися спортсменами, художниками, музыкантами.

В России, по данным медицинской статистики, распространенность дислексии составляет около 4,9%. То есть примерно у пяти ребят из сотни есть такое нарушение. У ребят с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития почти в половине случаев обнаруживается еще и дислексия. Есть определенная гендерная закономерность – мальчики в 4,5 раза чаще страдают от дислексии, чем девочки.

Причины возникновения

Причины нарушения до конца медициной не изучены, поэтому на вопрос, откуда у ребенка взялась дислексия, точный ответ будет получить довольно затруднительно. Зарубежные медицинские издания указывают на некую генетическую связь, согласно которой дети наследуют нарушение у своих родителей. При этом у детей с преобладающим правым полушарием обычно встречается предрасположенность к нарушению письма и чтения, у малышей с преобладанием левого полушария чаще встречается нарушение распознавания написанного и проблемы со счетом.

Но пока такая причина и взаимосвязь рассматривается в качестве гипотезы, среди доказанных предпосылок к развитию дислексии отмечаются ситуации и обстоятельства, которые привели к формированию минимальной мозговой дисфункции.

Повлиять на функционирование головного мозга может нарушение процесса имплантации плодного яйца при наступлении беременности, гипоксия плода в период беременности, а также кислородная недостаточность и асфиксия в родах. Если у беременной женщины есть порок сердца, считается, что у ее ребенка есть повышенные риски для развития дислексии. Примерно такие же риски развития нарушения имеются и у детей, родившихся с пороками сердца.

Факторами риска также считаются аномалии строения пуповины, плаценты, фетоплацентарная недостаточность в период беременности, употребление будущей мамой без ведома врача большого количества медикаментов, курение и прием алкоголя в период ожидания ребенка, а также резус-конфликт с последующим развитием гемолитической болезни новорожденных.

Вероятность нарушения повышается, если роды были трудными, осложненными, если акушерам пришлось накладывать щипцы, чтобы обеспечить прохождение малыша по родовым путям. Также вероятность дислексии повышается, если женщина в период беременности переболела краснухой, ветрянкой, корью, герпетической инфекцией, гриппом.

Если ребенок появился на свет без мозговых нарушений, то предпосылки для развития дислексии могут возникнуть после перенесенной травмы головы, сотрясения мозга, менингита или менингоэнцефалита, после ветрянки, краснухи, кори и после перенесенного физического истощения.

Важно! Дефицит нормального общения может вызвать у ребенка приобретенную дислексию. Иногда нарушение развивается у билингвальных малышей (с которыми говорят на двух языках). Родители могут сами вызвать нарушение, слишком рано начав обучать чадо грамоте быстрыми темпами. При этом на фоне толком еще не сформировавшейся устной речи развивается плохое восприятие письменной.

В качестве вторичного симптома дислексия развивается нередко у детей с детским церебральным параличом, умственной отсталостью. Тактильная дислексия порой возникает у детей с нарушением зрения также в качестве вторичного признака основной патологии.

Механизмы развития и виды нарушений

Чтение – процесс сложный, в котором поровну участвуют и физиология, и психика. Этот процесс обеспечивается деятельностью нескольких анализаторов – зрительного, речедвигательного и речеслухового. Ребенок видит буквы, узнает, сопоставляет со звуками, мысленно проводит слияние и объединение звуков, слогов, слов, предложений, а потом понимает и осознает то, что он только что прочел. Так происходит у здоровых детей. Дети с дислексией отличаются тем, что в каком-то одном или нескольких звеньях этой последовательности происходит сбой.

Либо ребенок не понимает, что видит на бумаге, либо не может сложить слоги в слова, либо есть проблемы с осмыслением прочитанного.

По тому, как именно проявляется нарушение у конкретного малыша, можно выделить несколько основных видов дислексии:

  • литеральная – трудности с узнаванием или воспроизведением каких-то отдельных букв;
  • вербальная – трудности с составлением знакомых букв в единое слово.

В зависимости от того, в каком звене цепочки чтения возникли проблемы, выделяют:

  • фонематическую форму – страдают восприятие фонем, анализ и синтез;
  • семантическую форму – невозможность собирать буквы в слоги, слабый лексикон, бедный запас слов, отсутствие четкого понимания смысловых связей в структуре предложения;
  • аграмматическую форму – недоразвитие грамматического строя устной речи,;
  • мнестическую форму – нарушена речевая память, ребенку бывает очень сложно сопоставить букву и соответствующий звук;
  • оптическую форму – неразличение букв;
  • тактильную форму – нарушение чтения по азбуке Брайля у слабовидящих.

Симптомы и признаки

Распознать дислексию может только специалист-логопед, но заподозрить нарушение родители могут и сами в домашних условиях. Проблема может быть у ребенка, развитию которого уделяется достаточно времени и внимания, но все же есть проблемы с произношением звуков, бедный лексикон, он часто неточно понимает смысл слов и уместность их употребления. Речь с детства несвязанная, нет развернутых предложений, она неверно оформлена грамматически.

Ребенок с фонематической формой нарушения одни звуки в речи часто подменяет другими, похожими по звучанию. Читает ребенок по буквам, может пропускать как отдельные буквы, так и целые слоги. У детей с семантической дислексией чтение носит механический характер, смысл прочитанного не усваивается, техника чтения несколько монотонна.

При аграмматической форме нарушения у ребенка есть проблемы с прочтением падежных окончаний, согласованность в речи нарушена, он может поставить рядом слова с несогласующимися падежами, временем, родом. Такие же ошибки обычно делаются и в речи, и в письме.

Мнестическая форма нарушения чтения и речи связана с отсутствием или нарушением между образом буквы и соответствующим ей звуком. Ребенок подменяет звуки при чтении, не запоминает буквы.

При оптической форме ребенок смешивает и заменяет литеры, которые похожи друг на друга графически. При чтении чадо нередко соскальзывает с нужной строки на другую, а также бывает зеркальное чтение справа налево.

Диагностировать точный вид и тип нарушения поможет логопедический тест, направленный на комплексную оценку устной, письменной речи и техники чтения. Для этого будут даны задания на произношение, упражнения на списывание, диктант, тесты на понимание прочитанного и услышанного текста.

Иногда определение типа нарушения требует консультации у детского невролога, проведения электроэнцефалографического обследования. Иногда, чтобы определить характер нарушения, нужно посещение окулиста.

Лечение и коррекция

Универсальных действенных методов устранения нарушения не существует, есть лишь программы коррекции, которые позволяют частично снизить проявления дислексии. Они включают в себя логопедические занятия, включающие в себя коррекцию дефектов, установление правильного произношения звуков, связей в их слиянии, формировании слов, обсуждении прочитанного и услышанного.

Требуется расширение лексикона ребенка. Дети должны учиться запоминать буквы, буквообразы, звуки. К разряду нестандартных подходов коррекции и исправления нарушения относится метод Рональда Дейвиса, который предлагает обучать детей, придавая буквам мысленные образы. Занятия проводятся как в группах, так и индивидуально.

Проводить коррекцию или нет, решать самим родителям. Есть мнение, что дислексия – «болезнь гениев», и в разное время ею страдали сказочник Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн. А потому будущее ребенка с таким нарушением вполне может сложиться блистательно и без изнурительных занятий по коррекции нарушения. Специалисты не имеют готовых рекомендаций на этот счет.

Тем, кто хочет избавиться от проблемы, придется потрудиться, но успеха никто не гарантирует. Научить ребенка зрительно мыслить иначе – задача не из простых, но лечить тут точно ничего не нужно. Если с нарушением бороться, то шансы на более успешную адаптацию к школе, ВУЗу будут выше, ведь не каждый малыш с дислексией имеет яркие и даже гениальные способности, как Эйнштейн.

Считается, что чем раньше начнется коррекция, тем лучше прогнозы. Ассоциации родителей детей с таким нарушением рекомендуют делать это еще до школы, поскольку в 9, 10, 12 лет коррекция приносит меньше пользы.

Важно! Помочь детям младшего школьного возраста во многом может семья и педагог. Нужно уделять ребенку больше внимания, читать с ним, обсуждать прочитанное, поощрять стремление к освоению грамоты.

​​​​​​Обычно нарушение выявляется в начальной школе, иногда – в старшем дошкольном возрасте. Именно с момента обнаружения и рекомендуется приступать к коррекции. Особых надежд на методики возлагать не следует, у большинства людей определенная дислексия сохраняется и во взрослом возрасте, что нисколько не мешает им общаться, читать книги, писать, получать профессии и достигать успехов в жизни.

О симптомах, причинах и коррекции дислексии вы можете узнать, посмотрев следующем видео.

o-krohe.ru

признаки, симптомы, лечение у детей и взрослых


Обучение детей отнимает немало времени и сил. Однако существуют проблемы, при которых помочь ребенку освоить основные жизненные навыки становится необычайно сложно. Что такое дислексия? Какова симптоматика заболевания? Каковы причины возникновения дислексии? Какие признаки заболевания проявляются в первую очередь? Как проводится лечение дислексии у взрослых?

Общая информация о заболевании

Коротко говоря, дислексия – это нарушение возможности понимать написанный текст и свободно его читать. При этом дислексик обладает другими способностями к обучению и нормальным уровнем интеллекта для проживания в обществе.

Эта болезнь в процессе длительных исследований не была причислена ни к заболеваниям психологической природы, ни к физиологическим расстройствам.

Общие симптомы заболевания

Симптомы дислексии у взрослых несколько отличаются от тех, что проявляются в раннем детском возрасте. Полностью вылечить данную болезнь, к сожалению, невозможно. Однако с помощью хороших специалистов-логопедов можно достичь заметных улучшений.

Симптоматика у детей

Признаки дислексии, которые развиваются еще у детей в начале этапа освоения грамоты и письма, описаны в таблице ниже:

  • малыш пытается читать книгу одним глазом или необычно поворачивает голову;
  • ребенок подносит книгу слишком близко к глазам;
  • после попыток немного почитать, приходит быстрая усталость;
  • ребенку трудно удается понимать суть написанного текста;
  • сложно обучить писать, не допуская ошибок;
  • трудно происходит запоминание новых слов, в особенности, длинных;
  • при чтении происходит спутывание близких по звучанию букв;
  • умственная работа, связанная с чтением и письмом, вызывает головную боль;
  • заметна гиперактивность наряду с нарушением координации движений.

Некоторые симптомы являются признаками не только дислексии. Что-то подобное может проявляться у школьников при заболеваниях сосудов, например, при вегето-сосудистой дистонии. Иногда проблемы вызывает нарушение зрения. Чтобы точно установить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом при появлении каких-то из этих симптомов.

Важно! Если у ребенка обнаружена дислексия, это необязательно означает, что он никогда не научится читать, просто данный процесс будет проходить сложнее, чем у сверстников.

Симптоматика у взрослых

Даже значительные изменения, которые возможны благодаря грамотному лечению, не помогают полностью избавиться от заболевания. Среди взрослых людей появляются такие симптомы:

  • нарушения чтения;
  • сложность в восприятии новых терминов;
  • дезориентация в пространстве;
  • неспособность быстро схватывать прочитанную информацию;
  • плохая организованность;
  • непунктуальность;
  • нарушения координации;
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • постоянное повторение одних и тех же ошибок на письме;
  • трудности при концентрировании.

Дислексия у детей и взрослых приводит к совершенно иному восприятию действительности. За печатным текстом обычно стоят образы, а в умах дислектиков порой рисуются совершенно иные картины.

Причины развития

Важно понимать, что дислексия – не психическое заболевание. По мнению исследователей, в скором будущем данную проблему отнесут в разряд наследственных патологий.

Хотя точно механизмы развития не установлены, замечено, что болезнь имеет предрасположенность передаваться генетически. Патология наследуется более чем в половине всех случаев заболевания. При дислексии нарушен ген, отвечающий за зоны головного мозга, обеспечивающие способности читать и понимать информацию.

Реже неспособность к чтению появляется уже в процессе жизни. Это происходит из-за полученных травм головного мозга. В большинстве случаев приобретенные нарушения затрагивают не только способности читать, но и говорить внятно.

Классификация

Классификация заболевания содержит 6 видов дислексии:

  • аграмматическую;
  • семантическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;
  • фонематическую.

Каждая форма имеет свои отличительные особенности.

Аграмматическая форма

Аграмматическая дислексия характеризуется такими симптомами:

  • неспособность правильно строить предложения;
  • сложно согласовывать прилагательные и существительные;
  • есть склонность неправильно использовать местоимения и времена глаголов.

Люди, страдающие данной формой патологии, нередко страдают от нарушений речи.

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия проявляется как неспособность логически объединять слова в предложения. Это связано с отсутствием ясного понимания значения семантических структур и с трудностями синтеза звуков и слогов.

Оптическая форма болезни

При оптической дислексии наблюдаются проблемы с использованием пар букв М-Л, Г-Т и Р-Ь. то есть буквы, которые имеют визуально общие признаки, спутываются в сознании у дислексика.

Мнестическая форма заболевания

О мнестической дислексии говорят, если у человека есть проблемы с использованием всех букв. То есть, в уме ребенка нет связи между конкретной буквой и конкретным звуком.

Тактильная форма патологии

Тактильная дислексия развивается только у слепых людей или у тех, кто имеет значительные нарушения зрения. При этом данный тип патологии появляется при врожденных проблемах со зрением.

Особенности фонематической формы

Фонематическая дислексия диагностируется у детей школьного возраста и продолжается несколько лет до момента, пока ребенок не привыкает правильно читать.

Диагностика и лечение

Диагностика заболевания обычно проводится в начальных классах школы. Тест на дислексию включает проверку не только детей, но и родителей, так как проблема передается по наследству.

Упражнения для дислексиков проводятся в форме игры, чтоб ребенок мог расслабиться и чувствовал себя непринужденно.

Лечить дислексию можно лишь правильно откорректировав методику обучения. Важно сделать этот процесс интересным и вовлечь ребенка. Коррекция дислексии должна проводиться с пониманием, что эта проблема – не признак отсталости в развитии, а лишь наличие необычного восприятия.

Смотрите видео:

Своевременная помощь ребенку с нарушением чтения и письма позволит ему выйти на тот уровень, когда патология не будет оказывать влияния на его способность общаться с людьми и свободно жить в коллективе.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.
Вам не трудно, а автору приятно.
Спасибо.

facey.ru

что это такое и как лечить?

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей".

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву "Я" или цифру 3 задом наперед, - они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

- Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, - считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия - явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. "Все зависит от того, где провести черту, - говорит д-р Чиркина. - Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения".

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. "У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, - рассказывает д-р Лопатина. - Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить".

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. "Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения", - считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование - тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово "крот" без звука "к".

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. "Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, - считает д-р Климонтович. - В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции". Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, "говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно".

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе - в 46, а в 5-7-м классе - лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

- Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, - рассказывает Г. В.Чиркина. - Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

* Имена пациентов изменены.

Марта Петрова,
Статья предоставлена журналом

Помните? "Алисе наскучило сидеть с сестрой без дела на берегу реки; разок-другой она заглянула в книжку, которую читала сестра, но там не было ни картинок, ни разговоров.
- Что толку в книжке, - подумала Алиса, - если в ней нет ни картинок, ни разговоров?":)
Алиса умела читать, но ей было скучно от общения с книжкой без картинок и без разговоров:)
Мне пришлось наблюдать в школе, как у детей не идет иностранный язык без интерактивной книжки.
Я перенесла этот феномен на овладение родной речью и пришла к выводу, что современным детям нужны интерактивные книжки - книжки с иллюстрациями и разговорами:) ...
Разговаривайте с ребенком, ищите книжки, разговаривающие с ребенком, "разговаривающие" ребенка...
Детям так важно, чтобы с ними разговаривали, читали, пели, плясали, водили хороводы, играли и т.п. :)
Это совсем не мешает учению, наоборот - помогает:)

2006-05-1212.05.2006 21:21:38, Элла Прокофьева

Уважаемый автор, а можно ли говорить о формировании дислексии, елси ребенок бегло читает, хорошо пишет(почти без ошибок), делится впечатлениями о книжках и их героях, но совершенно не может пересказать своими словами прочитанное? Либо категорически отказывается (говоря, что ему скучно повторять), либо произносит зазубренный наизусть текст вместо того, чтобы передать смысл своими словами. И как научить его пересказывать текст? У меня мальчик, возраст 5 лет и 10 мес. Спасибо.

2006-05-0404.05.2006 17:10:37, copywriter

А вот это?
*Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".*
Разве недостаточно? В каждом классе 3 - 4 человека сидят с такими проблемами, издали видно.

2006-05-1212.05.2006 23:25:45, мус

Тема интересная, но плохо, что в статье так и не было дано четкое определение дислексии или хотя бы очерчен круг нарушений, которые принято относить к этому расстройству. Остается не совсем понятным, какие признаки должны настораживать родителей.

2006-05-0404.05.2006 13:22:17, Mrs. John

А вот у меня мальчишки учились пересказывать по книжке Безруких. Вроде "Учимся пересказывать по картинке" - такое примерно название. Там 10 занятий.

2006-05-1212.05.2006 23:20:10, мус

Всего 5 отзывов Прочитать все отзывы.

www.7ya.ru

симптомы, что это за болезнь, виды, причины, коррекция, упражнения, лечение у детей, диагностика

Дислексия – это нарушение навыков чтения, которое характеризуется устойчивостью, типичностью, повторением одних и тех же ошибок.

Симптомы дислексии у детей и взрослых

Выделяют следующие явные признаки проявления дислексии:

  • чтение по буквам
  • путание, пропуск слогов в слове
  • смешение, замена звуков
  • неумение составить из букв/слогов слова
  • медленное чтение
  •  непонимание прочитанного
  • угадывание слов при чтении
  • замена окончаний, неправильное употребление падежей

Следствием отклонений в способности к чтению могут стать нарушения навыков письменной речи- дисграфия. Часто дислексия и дисграфия идут рука об руку.

При этом человек, страдающий этим расстройством, может иметь нормальный интеллект, хорошо усваивать знания в других областях, проявлять выраженные творческие способности.

Дислексики мыслят образами, а не словами.

Сопутствующими состояниями при дислексии бывают дезориентация в пространстве, сложности с концентрацией, синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей.

Причины появления

С медицинской точки зрения причиной возникновения дислексии является несимметричное развитие полушарий головного мозга (когда правое полушарие развито лучше, чем левое).

Факторами поражения участков мозга в пренатальном периоде могут быть:

  • кислородное голодание плода
  • анемия или тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности
  • асфиксия у ребенка в процессе рождения.

Это речевое нарушение может развиться из-за травм головного мозга, осложнений от перенесенных инфекционных заболеваний, затронувших мозговые функции.

Кроме того выделяют социальные причины возникновения дислексии. Таковыми являются: недостаток речевого общения, билингвизм в семье, неблагоприятная социальная среда.

Ученые также выяснили, что нарушение навыка чтения может передаваться по наследству.

Виды

В зависимости от особенностей нарушения навыков чтения дислексию подразделяют на:

  • Фонематическую – выражается в смешивании и подмене похожих звуков, при этом человек читает по буквам или слогам, пропуская их, переставляя местами
  • Механическую (семантическую) – человек читает текст, но не понимает того, что прочел; слова в тексте для него не связаны между собой
  • Аграмматическую – проявляется неумением согласовать слова по роду, числу падежу, склонению
  • Мнестическую – форма расстройства, при которой человек не может запомнить связь между тем как буква пишется и как произносится
  • Оптическую – человек путает похожие по написанию буквы

Диагностика

Чтобы диагностировать дислексию у ребенка или взрослого логопед должен провести комплекс тестов. Предварительно другие специалисты должны исключить проблемы со здоровьем у обследуемого – в норме ли зрение, слух, нет ли отклонений в развитии интеллекта.

Далее логопед проверяет навыки:

  • устной речи (произношение слов, способность строить сложные предложения, словарный запас)
  • письменной речи
  • чтения (оценивается скорость, правильность, способность понимать прочитанное).

Постановка диагноза может потребовать проведения технических исследований- МРТ, ЭЭГ и других.

Коррекция

Дислексия не требует лечения медикаментами. Нарушение навыков чтения поддается корректировке. Одним людям удается полностью справиться с отклонениями от нормы, другие лишь частично овладевают умением читать и понимать текст, а кому-то это не удается вовсе.

Коррекцией дислексии занимается только специалист-логопед. Необходимо верно определить вид и степень нарушений, исходя из чего подбирать индивидуальную методику для работы над проблемой.

Помимо занятий с логопедом, потребуется выполнять упражнения дома, для закрепления и оттачивания навыков. Родителям ребенка дислексика необходимо уделить ему как можно больше внимания, создать комфортную психологическую среду, поощрять старания. Важно, чтобы в школе ребенку тоже было комфортно, а педагоги и друзья понимали проблему, поддерживали его.

Методика Рональда Дэйвиса – один из способов побороть дислексию

Для ознакомления кратко расскажем об этапах данного метода (но помните, не стоит заниматься самостоятельно, важно наблюдение специалиста):

  1. Создание для ребенка зоны комфорта. Психологический настрой на работу
  2. Ориентация. Ребенку важно научиться фокусировать внимание на предмете/букве/слове, ориентироваться во времени и пространстве, овладеть самоконтролем.
  3. Координация. Усвоение понятий право-лево, верх-низ.
  4. Освоение символов. Научиться читать невозможно, если не понимаешь буквы. На этом этапе ребенку предлагают лепить буквы из пластилина – запоминание лучше происходит в игровой форме, а развитие мелкой моторики положительно влияет на работу мозга
  5. Чтение:
  • научиться водить взглядом слева направо
  • освоение групп букв как слова
  • научиться понимать прочитанное

onona.online

7 мифов о дислексии, которым не стоит верить

Если ребёнок регулярно приносит из школы плохие оценки по чтению и письму, родители начинают паниковать: наверное, у него дислексия! Но, может быть, он просто ленится или забывает делать уроки. Доктор наук из австралийского университета Маккуори Серж Робиду рассказал о самых распространённых заблуждениях о дислексии в колонке для The Conversation.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Дислексия — довольно распространённое нарушение, которое влияет на способность учиться читать и писать. К примеру, в Австралии дислексией страдает 10% населения. Об этом много пишут и говорят, но всё же часто демонстрируют полное непонимание того, что это за болезнь, и как с ней бороться.

Дислексикам сложно воспринимать тексты с нетипичными для языка словами. Или теми, которые не несут определённого смысла. Они могут путать похожие слова. Им может быть трудно читать и писать — и только. Но у них нет проблем с памятью или с произношением слов.

Между тем, дислексии часто приписывают сразу все проблемы, которые есть у человека с этим заболеванием. И это лишь малая часть заблуждений. Ниже — семь самых распространённых мифов о дислексии.

1. Я плохо произношу слова, потому что у меня дислексия

В определение дислексии часто включают проблемы с произношением слов по буквам. В результате выходит путаница, потому что чтение и произношение всё же разные навыки.

Иногда нужно применить оба навыка сразу — например, при чтении вслух. Конечно, у дислексиков это может вызвать трудности. Но если верить этому мифу, у них должны быть проблемы и с каждым навыком в отдельности. Тем не менее, согласно исследованию, люди могут хорошо читать и плохо произносить слова, и наоборт.

Чтобы не смешивать два разных отклонения, лучше пользоваться отдельными терминами. Сложности при произношении слов по буквам — это признак дисграфии, а проблемы при чтении — дислексии.

2. У меня проблемы с… (укажите проблему), потому что я дислексик

Проблемы с чтением касаются только процесса чтения — казалось бы, это очевидно. Но иногда нарушения в других областях вызывают настолько сильные ассоциации с дислексией, что это заболевание начинают считать причиной.

К примеру, у человека, страдающего дислексией, могут быть ещё и проблемы с памятью. И про него можно сказать: «Он часто забывает свой контейнер с завтраком, потому что у него дислексия». Но если бы плохая память была следствием дислексии, то каждый человек с этим расстройством был бы к тому же и забывчивым.

На одном ресурсе утверждают, что у Леонардо да Винчи была дислексия, потому что большая часть его заметок написана задом наперёд, будто в отражении. Это тоже явный пример необоснованного расширения понятия дислексии.

3. Дислексия проявляется у всех одинаково

Умение читать складывается из нескольких смежных навыков. В процессе чтения нужно распознавать буквы и выстраивать их в определённом порядке, соотносить знаки на бумаге со звуками, понимать смысл слов. Причиной нарушений в механизме чтения может быть проблема с любым из этих навыков.

Есть ли у человека проблемы с восприятием слов, которые он видит впервые? Часто ли по сравнению со сверстниками он совершает ошибки в похожих словах? Легко ли ему даётся понимание прочитанного? Эти вопросы помогают выявить разные виды дислексии, которые не всегда проявляются одновременно.

4. С дислексией можно бороться лишь одним способом

Так как дислексия бывает нескольких видов, способов лечения тоже несколько. Нужно сначала определить конкретную проблему, а потом уже подбирать методику, которая поможет развить недостающие навыки.

5. Вылечиться от дислексии можно с помощью гимнастики

Лечение с помощью физических упражнений, цветных линз или специальной окрашенной бумаги неэффективно. Во-первых, эти методы подразумевают, что дислексия всегда проявляется одинаково. Во-вторых, они не имеют ничего общего с чтением.

Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу

Таких методик очень много и некоторые из них применяются в школах, хотя их эффективность никак не доказана. Современные исследования подтверждают пользу методик, которые основаны на развитии навыков чтения.

6. Фонетика — пустая трата времени

Фонетика учит детей преобразовывать буквы в звуки и составлять из них слова. Это очень важно для дальнейшего развития и профилактики дислексии. Разобравшись, как буквы складываются в слова, читать научиться гораздо легче. Но программы раннего образования не придают особого значения фонетике. В результате детям, склонным к какой-либо форме дислексии, затем трудно учиться в школе.

7. Если кто-то в моей семье страдает дислексией, мне остаётся только смириться

Генетика действительно играет определённую роль в этой проблеме. Но фраза «у меня есть генетическая предрасположенность» не равна фразе «я ничего не могу с этим поделать». В случае дислексии это не одно и то же. Если чётко поставить проблему и начать целенаправленное лечение, дислексию можно преодолеть. И неважно, что стало причиной отклонений.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как научить ребёнка заботиться о себе

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

Главные отличия французской школы от нашей

mel.fm

Определение, Характеристики, Типы, Симптомы, Упражнения и Лечение

Профилактика и лечение дислексии

Как помочь ребёнку с дислексией? Перед началом любой терапии у ребёнка должна быть диагностирована дислексия. Это непростая задача, так как часто школы не имеют надлежащих средств для выявления дислексии. Даже если диагностика и была проведена, не всегда есть возможность помочь ребенку-дислексику. Иногда его могут перевести в спецшколу, если таковая есть поблизости. Однако большая часть бремени ложится на родителей. Они должны быть начеку и обнаружить проблему как можно раньше. Дислексию важно заметить вовремя.Чем раньше начать лечение детской дислексии, тем будет лучше для ребёнка. Он получит поддержку, возможность победить расстройство и предотвратить возможные страдания и снижение самооценки.

Как лечить дислексию? Очень важно ежедневно наблюдать за ребёнком, не теряя драгоценное время и не дожидаясь более серьёзных симптомов, чтобы начать коррекцию. Наиболее эффективное лечение дислексии - это её раннее распознавание! Необходимо минимизировать трудности развития и начать применять правильное лечение.

Одно из многочисленных преимуществ научно подтверждённой программы CogniFit ("КогниФит") - схема персонализированных тренировок мозга, соответствующая уникальным когнитивным потребностям каждого ребёнка. Эта программа также собирает данные тренировки и показывает развитие 24 основных когнитивных способностей.

Постоянная оценка позволяет обнаружить наиболее ослабленные когнитивные функции и тренировать их.

Все упражнения были разработаны командой неврологов и экспертов, специализирующихся на исследовании трудностей, связанных с обучением, и направлены на укрепление когнитивных способностей, нарушенных при дислексии. На рисунке ниже можно увидеть как развивается нейронная сеть при продолжительной и корректной когнитивной стимуляции.

Нейронные сети до начала тренировок с CogniFit Нейронные сети после двух недель тренировок с CogniFit Нейронные сети после двух месяцев тренировок с CogniFit

Научное подтверждение: исследования, которые показывают эффективность программы CogniFit ("КогниФит") при коррекции детской дислексии

Программа персональной тренировки CogniFit ("КогниФит") улучшает когнитивные навыки учеников-дислексиков.

Было отмечено, что, когда учащиеся с дислексией тренировались по программе персональной тренировки CogniFit ("КогниФит"), их мозговая активность, рабочая память и эффективность чтения значительно возрастали (число правильно прочитанных слов в минуту увеличилось на 14.73%). Улучшение сохранялось до шести месяцев после окончания тренировок, положительно влияя на дислексию. Читать исследование

Что такое дислексия?

Дислексия распространена гораздо больше, чем обычно думают. Она затрагивает около 10% населения. Дислексия - это нарушение способности к обучению неврологического происхождения, которое затрудняет чтение, письмо и в целом расшифровку букв и любых других языковых символов.

Каково это - быть дислексиком? При чтении дислексики сосредотачивают всё своё внимание на расшифровке звуков и произношении слова, в результате чего в оперативной памяти возникает коллапс, не позволяющий мозгу выделить ресурсы на другие высшие задачи, такие, как понимание текста.

Некоторые исследования определяют дислексию как дефицит нейронных связей, относящийся к обработке речи. Дислексикам сложно визуализировать слова, поскольку дисфункция нейронных соединений осложняет доступ к речевой информации, хранящейся в лобной и височной долях мозга, отвечающих за фонетическую обработку.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому часто несколько членов семьи страдают от этого расстройства. Она возникает у детей с нормальным интеллектом, без каких-либо умственных, физических или культурных проблем. Трудности с чтением не влияют на другие когнитивные способности. Наоборот, дислексики часто имеют обострённые чувства и развивают высокий интеллект и творческие способности, поэтому дислексию иногда называют болезнью творческих людей, "болезнью гениев" и даже считают признаком гениальности.

Не все виды дислексии одинаково тяжелы, тем не менее важно диагностировать её и начать лечение как можно раньше, чтобы избежать возможных проблем в развитии, снижения самооценки, фрустрации, школьной неуспеваемости или проблем со сном у детей.

Дислексия у детей

Дислексию у детей можно обнаружить уже в дошкольном возрасте. Симптомы дислексии могут сохраняться в детском, подростковом возрасте, и даже у взрослых.

Хотя каждый ребенок уникален, дети с дислексией, как правило, начинают говорить позже, хуже понимают на слух, и их словарный запас меньше, чем у других детей их возраста. Зачастую они путают такие буквы как В и З (или P и Ь), или порядок букв в слове, им трудно концентрироваться.

Снижение внимания может быть вызвано когнитивной усталостью. Детям с дислексией приходится прилагать значительное усилие при чтении и письме, поэтому они быстрее устают и теряют концентрацию.

Мозговая активность обычного человека при чтенииМозговая активность дислексика при чтении

Так как дети с дислексией нуждаются в поддержке и поощрении со стороны родителей и учителей, очень важно обнаружить дислексию в раннем возрасте. Снабдив ребёнка подходящими средствами, вы поможете ему справиться с учёбой в школе.

Чем раньше начать лечение, тем больше шансов минимизировать проблемы, которые могут быть вызваны дислексией. Если не принять меры, то по мере взросления люди с дислексей могут впадать в депрессию, испытывать повышенную тревожность, у них падает самооценка, они даже могут забросить учёбу.

Дислексия и мозг

У детей с дислексией есть определённые неврологические нарушения. Клетки, образующие нейронные сети обработки речи, не организованы должным образом, что затрудняет расшифровку слов и понимание смысла прочитанного.

Для эффективного чтения необходимы процессы понимания, интерпретации и обучения. То, как мозг обрабатывает текст, называется "лексическая стратегия". Проблемы с доступом к лексике у детей-дислексиков связаны с:

  • Нарушениями в лингвистической обработке информации.
  • Проблемами с рабочей памятью.
  • Проблемами со скоростью обработки информации.

Программа от CogniFit ("КогниФит") "Дислексия" - научный инструмент, направленный на лечение этих когнитивных процессов и функций мозга. Чтение - это сложный процесс. Оно требует не только расшифровки визуального представления слова, но также понимания смысла этого слова и способности формировать связи между словами в предложении.

Мозг страдающего дислексией имеет когнитивные нарушения в трёх конкретных отделах. Эти повреждённые нейронные сети отвечают за обработку лингвистической информации. Это именно те области, над которыми работает программа от CogniFit "Дислексия".

Признаки и симптомы дислексии

Симптомы дислексии проявляются по-разному у разных детей, они непостоянны и даже могут меняться в течение одного дня. Кроме того, по мере взросления ребёнка симптомы также могут изменяться.

Признаки дислексии:

  • Проблемы с исполнительными функциями.

    Исполнительные функции включают в себя широкий спектр сложных когнитивных процессов, которые отвечают за планирование задач путём разбиения их на шаги. Эти шаги могут начаться с анализа задач и требований, затем идёт определение времени, необходимого для выполнения задачи, построение схемы работ, постановка целей, оценка реализованных действий, их коррекция по результатам, и т.д. Затруднения с исполнительными функциями являются одним из наиболее общих признаков дислексии. Это значит, что любая задача, которая требует планирования (например, убрать свою комнату, закончить домашнее задание), может стать серьёзной проблемой для ребёнка с дислексией.
  • Трудности с речью и общением.

    Нарушение способности понимать инструкции и следовать им, воспринимать на слух шутки или анекдоты, неспособность запоминать или корректно произносить новые слова, неуверенность в устной речи или при выражении мыслей и т.д.
  • Проблемы с чтением.

    Трудности с расшифровкой букв и любых языковых кодов или символов, что затрудняет чтение. Дети с дислексией часто искажают произношение слов, плохо обрабатывают и понимают прочитанное, им тяжело читать бегло, поэтому обычно они не любят читать.
  • Проблемы с письмом (дисграфия).

    Поскольку дети с дислексией плохо запоминают правописание слов и им трудно применять орфографические правила, они часто делают грамматические ошибки. Они с трудом выражают свои мысли в письменной форме. Иногда, даже если они хорошо понимают учителя, им трудно записывать понятое. Часто они неправильно держат карандаш, что делает почерк неровным, едва читаемым, слишком крупным или слишком мелким.
  • Нарушение моторных способностей и пространственной ориентации.

    Они путают право/лево, верх/низ, вперед/назад, внутри/снаружи и др. Эта похоже на неаккуратность и невнимательность. Они выглядят неуклюжими по сравнению с другими детьми и чаще теряются. Как правило, они не ладят с видами спорта, требующими координации (например, езда на велосипеде), и с любыми командными видами спорта (например, футбол).
  • Искажение понимания времени.

    Им трудно понять, который час (особенно при использовании наручных часов) и какой сейчас день, месяц или год.
  • Затруднения с математикой

    . Поскольку у них есть проблемы с распознаванием символов, им трудно выполнять арифметические действия, использующие символы, такие как сложение, вычитание, умножение и др. Детям с дислексией тяжело запомнить таблицу умножения.
  • Проблемы с социализацией

    . Зачастую дети-дислексики испытывают трудности с социализацией и им сложно заводить социальные отношения. Каждый ребёнок - это целый отдельный мир, и мы сталкиваемся как с бунтом и нетерпимостью, так и с послушностью.

Виды дислексии. Классификация

Хотя некоторые симптомы являются общими для дислексии, учёные выявили несколько видов дислексии. В первую очередь, различаются генетическая и приобретённая формы дислексии.

  • Приобретённая дислексия

    начинается позже и обычно не имеет генетических или наследственных причин. Часто она является следствием черепно-мозговой травмы или поражений мозга, при которых повреждаются мозговые области, отвечающие за чтение и письмо.
  • Эволюционная дислексия или дислексия развития

    : этот тип дислексии наиболее часто проявляется в школьной среде. Это происходит, когда ребенок с дислексией не перенёс какой-либо конкретной черепно-мозговой травмы. В рамках этой классификации существует множество видов дислексии, но мы остановимся только на анализе тех, которые влияют на обработку информации мозгом: поверхностная дислексия, фонологическая дислексия, глубокая или смешанная дислексия.
  • Поверхностная дислексия

    : дети с поверхностной дислексией не испытывают серьёзных трудностей при чтении. Этот вид дислексии вызван недостаточной обработкой информации в зрительных, лексических или прямых нервных путях. В результате дети с поверхностной дислексией для того, чтобы произнести слово, вынуждены разбивать его на фрагменты или слоги. Трудности возникают, когда слово читается и пишется по-разному.
  • Фонологическая дислексия

    : детям с фонологической дислексией чрезвычайно трудно читать длинные, незнакомые или редкие слова. Однако они способны правильно читать знакомые слова. Этот вид дислексии связан с нарушениями в обработке фонологической информации, поскольку дети с данным расстройством могут читать и видеть слова, однако им сложно подобрать соответствующие звуки.
  • Глубокая или смешанная дислексия

    : это одна из наиболее тяжёлых форм дислексии, при которой человек теряет возможность читать. Люди, страдающие глубокой дислексией, затрудняются с произношением и распознаванием слов, поэтому совершают как зрительные, так и семантические ошибки.

Как можно выявить дислексию?

При дислексии нарушаются такие когнитивные способности, как рабочая память, скорость реакции и обработки информации, а также исполнительные функции.. Слабое развитие этих когнитивных навыков может указывать на дислексию.

Диагностировать это расстройство не всегда легко. Однако с помощью нейропсихологического тестирования от CogniFit ("КогниФит"), эффективность которого подтверждена научным путём, можно измерить уровень рабочей или оперативной памяти и других способностей, которые могут быть нарушены при дислексии, таких, как кратковременная слуховая память, память на имена, зрительная память, распределённое и фокусированное внимание, планирование и скорость обработки информации.

Есть ли лекарство от дислексии?

Излечима ли дислексия? Дислексия - это хроническое расстройство, оно не проходит с возрастом. Однако это не является причиной для тревоги, поскольку дислексия проявляется по-разному на разных этапах развития человека.

Самое важное - ранняя диагностика дислексии. Чем раньше мы предложим ребёнку инструменты, которые помогут ему адаптироваться к процессу обучения, тем больше шансов, что он оптимизирует свои умственные ресурсы и сможет жить полноценной жизнью.

CogniFit ("КогниФит") тестирует и помогает укрепить нейронные сети, ослабленные дислексией. Мы адаптируемся к потребностям каждого пользователя и работаем с конкретными нейронными сетями, которые необходимо усилить. Мы работаем с различными ассоциациями и школами для детей с трудностями в обучении. Хотя дислексия и не лечится, доказано, что дети с дислексией, которые тренируются с CogniFit ("КоггниФит"), могут улучшить свои исполнительные функции, способность обнаруживать ошибки, рабочую память и скорость реакции. Это заметно улучшает беглость чтения, письмо, способность понимания, обобщения и обучения.

Как лечить дислексию?

Если дислексия у ребенка диагнозируется с самого раннего возраста, то возможно подключение индивидуальной корректирующей программы, так как в раннем возрасте дети имеют больше шансов на разработку альтернативных стратегий, которые помогут им адаптироваться к системе обучения. В раннем детстве мозг более пластичен и склонен к созданию новых нейронов, поэтому, чем раньше начнётся использование инструментария для укрепления нейронных сетей, связанных с обработкой языка и речи, тем больше вероятность компенсировать нарушенные функции.

Раннее обнаружение и лечение дислексии поможет избежать эмоциональных расстройств.

При подозрении на дислексию лучше обратиться за диагностикой к специалисту, например, логопеду, который поможет выявить существующие трудности и назначить специализированные упражнения для улучшения когнитивных способностей , отвечающих за речь и язык. В противном случае человек может пострадать на когнитивном уровне в связи с недостатком концентрации, нарушениями рабочей или кратковременной памяти, скорости обработки информации и других необходимых нам ежедневно когнитивных способностей.

CogniFit ("КогниФит") - это программа, с помощью которой можно работать над коррекцией нарушений обучаемости. В разработке умных игр для лечения дислексии участвовала команда неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на нарушениях нейроразвития и когнитивности. Эти упражнения адаптируются под когнитивные потребности каждого пользователя и разработаны для укрепления нейронных сетей, участвующих в обработке языка и речи. Дислексики, тренирующиеся с помощью программы от CogniFit ("КогниФит"), могут улучшить исполнительные функции, способность находить ошибки, рабочую память и скорость реакции. Укрепляя, таким образом, беглость чтения, письма, а также способность к пониманию информации и обучению.

Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. - Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.

Horowitz-Kraus T, Breznitz Z. - Can the error detection mechanism benefit from training the working memory? A comparison between dyslexics and controls- an ERP study - PLoS ONE 2009; 4:7141.

Peretz C, Korczyn AD, Shatil E, Aharonson V, Birnboim S, Giladi N. - Computer-Based, Personalized Cognitive Training versus Classical Computer Games: A Randomized Double-Blind Prospective Trial of Cognitive Stimulation - Neuroepidemiology 2011; 36:91-9.

Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013) Personalized cognitive training in unipolar and bipolar disorder: a study of cognitive functioning. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10.3389/fnhum.2013.00108.

www.cognifit.com

МИФЫ и вся ПРАВДА от Татьяны Гогуадзе о дислексии и ДИСЛЕКСИКАХ

 
Миф №1

Причиной дислексии, дисграфии является дисфункция мозга.

 Правда о дислексии
Причиной дислексии, дисграфии является нарушение синхронности в работе правого и левого полушарий головного мозга. Лишь недавно учёные пришли к осознанию того, что проблемы, связанные с "недостатком умственных способностей", определяются не столько  дефектами мозга, сколько незнанием его огромных потенциальных возможностей. Подробнее>>

 
Миф№2

Если выявить дислексию до школы, то ребёнку будет легче учиться.

 Правда о дислексии
В существующей системе образования дислексику всегда будет мучительно больно учиться. Современная вербальная, формально-рассудочная школа построена на обездвиженности ребёнка и грубо игнорирует в учебном процессе активность органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Механическая память - это яд для школьника с дислексией, дисграфией.

 
Миф №3

Дислексик пишет безграмотно и корявым почерком.

 Правда о дислексии
Современные исследования показывают, что мотивация писать грамотно оказывается сильнее природной безграмотности дислексика. Важна не тренировка сама по себе, а "занятия, требующие усилий", когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности.

 
Миф №4

Дислексик абсолютно нормален.

 Правда о дислексии
Дислексики являются прогрессивными представителями современного общества, а особым образом организованная мозговая деятельность определяет уникальность интеллектуальных способностей дислексика и выделяет его из нормальности.

 
Миф №5

Дислексия проходит с возрастом.

 Правда о дислексии
Дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексия либо есть у человека, либо её нет. Дислексиками рождаются! 

 
Миф №6

Дислексию можно вылечить.

 Правда о дислексии
Гениев всегда лечили!  Вот эта генетическая память отдельных представителей современности и рождает миф о том, что дислексика надо лечить. Гениальность не лечится, она проявляется, и сейчас она имеет силу противостоять лекарям.

 
Миф №7

Дислексия - это болезнь.

 Правда о дислексии
Дислексия - это диагноз, который позволяет выделить особым образом организованного человека.  У дислексика ярко проявляются особенности в чтении и письме линейного текста, так как он воспринимает информацию в трехмерном формате. По этой причине, те печатные слова и символы которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии и вызывают состояние спутанности сознания.

Именно состоянием спутанности сознания определяются трудности с восприятием информации, дезорганизация, неуклюжесть, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, гипер или гипоактивность.

Существует много вариантов компенсирующего поведения,
которые дислексик может легко и незаметно для окружающих использовать для выхода из состояния спутанности.

dyslexia.ru

что это такое, признаки, симптомы, причины, лечение

Время первых слов ребенка — это радость в семье: приятно видеть, как малыш начинает общаться. Обычно малыш произносит свои первые слова за год, а первые предложения — от полутора до двух лет. Задержка в речи должна насторожить родителей — это может быть первым признаком дислексии.

Дислексия является специфическим расстройством обучения нейробиологического происхождения. Это набор симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают трудности с определенными языковыми навыками, особенно с чтением.

Дислексия характеризуется трудностями в точном и/или быстром распознавании слов, способности читать и писать.

Признаки дислексии варьируются в зависимости от возраста. Если у вашего ребенка один или два признака, это не означает, что у него дислексия, но наличие уже больших из перечисленных ниже признаков может означать, что ребенок должен быть осмотрен специализированным специалистом.

Что такое дислексия?

Дислексия, определяемая как расстройство обучения или расстройство в области чтения, письма и правописания, является наиболее распространенным расстройством детей школьного возраста. Дошкольный возраст в каком-то смысле является своего рода переломным моментом для выявления этого расстройства.

Очевидная легкость, с которой большинство детей учатся читать, резко контрастирует с дилеммой удивительно большой подгруппы детей, пытающейся извлечь хоть какой-то смысл из печатных слов.

Согласно определению Международной ассоциации по дислексии (IDA, 2002), такая трудность возникает «несмотря на адекватные интеллектуальные способности и возможность эффективного обучения».

Дислексия характеризуется трудностями в распознавании слов, орфографии, декодирования, медленного чтения и письма, инверсии букв и цифр, а также проблемами запоминания. Неспособность развить свободное чтение (умение читать текст не только точно, но и со скоростью и адекватной выразительностью) также является признаком расстройства, которое сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. Это наследственное заболевание с генетическими изменениями, которое до сих пор представляет изменения в неврологическом паттерне.

Симптомы (распознавание и диагностика дислексии)

Необходимо быть внимательным к развитию ребенка в целом, и если вы заметите какие-либо трудности, обратитесь за советом к специалисту. Диагностика и лечение дислексии требует участия междисциплинарной команды с такими профессионалами, как педагог, логопед и психолог.

Дети дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста может иметь следующие признаки:

  • Проблемы с запоминанием рифм; отсутствие интереса к рифмам; плохое произношение слов; трудности с усвоением и запоминанием букв; слабое знание букв собственного имени; неспособность к его запоминанию.
  • Ребенок начинает говорить позже, чем большинство других детей.
  • Ребенок имеет большие затруднения в произношение слов, чем другие дети.
  • Медленное пополнение словарного запаса новыми словами и неспособность запоминать нужные слова.
  • Трудности с изучением алфавита, цифр, дней недели, цветов, форм, написания букв и написания своего имени.
  • Ребенок демонстрирует трудности в попытке рифмовать слова, распознавать буквы и фонемы.
  • Замедленное развитие мелкой моторики. Например, вашему ребенку может потребоваться больше времени, чем другим детям того же возраста, чтобы научиться держать карандаш в таком положении, чтобы писать, пользоваться пуговицами и молниями или чистить зубы.
  • Трудности с делением звуков на слова и произношение их вместе.
  • Ребенок трудно понимает, что слова можно разделить на части; сложность ассоциирования букв со звуками; неспособность читать простые слова; жаловаться на то, как трудно читать.
  • Трудно прочесть простые слова, которые не окружены другими словами.
  • Дети могут не спешить изучать связь между буквами и звуками.

В начальной школе

  • У детей не беглая речь (частые паузы или колебания).
  • Неспособность найти правильные слова, их сбивают с толку слова, похожие по звучанию.
  • Проблемы с запоминанием дат, имен, телефонных номеров, списков.
  • Сложность выполнения контрольных задач в течение установленного времени.
  • Проблемы с пониманием формулировок математических задач.
  • Медленное чтение, часто нужна помощь, ребенок боится читать вслух.
  • Крайняя трудность в изучении иностранного языка.

В средней школе и в институте

Ученики в средней школе и студенты могут:

  • Читать очень медленно с большим количеством неточностей.
  • Продолжать писать неправильно или часто писать одно и то же слово по-разному в одном отрывке.
  • Избегать тестов, которые требуют чтения и письма, и откладывать выполнение задач по чтению и письму.
  • Сложности с подготовкой резюме и схемы для занятий.
  • Работать интенсивно над заданиями по чтению и письму.
  • Обладать небольшим количеством навыков работы с памятью и выполнять порученные задания медленнее, чем ожидалось.
  • Иметь небольшой словарный запас, не могут аккумулировать прочитанную информацию в памяти.

Оценка проводится по правилам, определяемым термином дислексии: трудности чтения у ребенка или взрослого, который во всех остальных аспектах обладает хорошим интеллектом, сильной мотивацией и достаточным образованием.

Диагностика дислексии основана на уже взвешенном синтезе информации — школьной истории ребенка (или взрослого), наблюдениях за его речью и чтением, а также на результатах тестов по чтению и языку.

Когда обратиться к врачу?

Хотя большинство детей готовы учиться читать в детском саду или первом классе, дети с дислексией часто не могут понять основные принципы, необходимые для этой деятельности на данном этапе. Поговорите со своим врачом, если уровень чтения у ребенка ниже ожидаемого для его возраста, или если вы заметили другие признаки дислексии.

Если это расстройство не диагностировать и не лечить, трудности с чтением, возникшие в детстве, продолжатся и во взрослом возрасте.

Причины и факторы риска

Дислексия, как правило, протекает в семьях. Похоже, что она связана с определенными генами, которые влияют на то, как мозг обрабатывает информацию (письмо и язык), а также с факторами риска, присутствующими в окружающей среде.

Факторы риска

Факторами риска развития дислексии являются следующие:

  • Семейная история дислексии.
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении.
  • Воздействие никотина, наркотиков, алкогольных напитков или инфекции во время беременности, которая может изменить развитие головного мозга плода.
  • Индивидуальные различия в частях мозга, которые позволяют читать.

Осложнения

Дислексия может вызвать ряд осложнений, в том числе:

  • Проблемы с учебой. Поскольку чтение является основным навыком для многих школьных материалов, ребенок с дислексией в большинстве классов находится в невыгодном положении, и ему может быть трудно не отставать от сверстников.
  • Социальные проблемы. Без лечения дислексия может вызвать снижение самооценки, проблемы с поведением, беспокойство, агрессию и отстраненность от друзей, родителей и учителей.
  • Проблемы во взрослом возрасте. Ребенок может быть лишен возможности раскрыть свой потенциал, когда вырастет, если не научиться читать и писать. Это может иметь долгосрочные образовательные, социальные и экономические последствия.

Дети с дислексией подвергаются повышенному риску синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и наоборот. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может вызвать трудности с вниманием, а также с гиперактивностью и компульсивным поведением, что может затруднить лечение дислексии.

Лечение

Известного способа исправления существовавших ранее аномалий мозга, которые вызывают дислексию, проблему, которая сохраняется на всю жизнь нет. Тем не менее, раннее выявление и оценка для определения конкретных потребностей и правильного лечения могут улучшить успех.

Образовательные методы терапии

Дислексия лечится с помощью специальных образовательных подходов и методов, вмешательство рекомендуется начать как можно скорее. Психологические тесты помогут учителям ребенка разработать соответствующую программу обучения.

Учителя могут использовать методы, включающие слух, зрение и осязание, чтобы улучшить навыки чтения. Различные психологические хитрости для использования нескольких чувств в обучении (например, прослушивание записанного урока и рисование пальцем формы написанных букв и произнесенных слов), могут помочь ребенку обрабатывать и запоминать информацию.

Лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку сделать следующее:

  • научится распознавать и использовать кратчайшие звуки, из которых состоят слова;
  • понимать, что буквы и последовательности букв представляют звуки и слова;
  • понимать, что он читает;
  • читать вслух, чтобы приобрести точность, скорость и выразительность при чтении;
  • создать словарный запас со словами, узнаваемыми и понятыми.

Если возможно, занятия со специалистом по чтению могут быть полезны для многих детей с дислексией. Если у ребенка серьезная проблема с чтением, вам может потребоваться более частое обучение, и прогресс может быть медленнее.

Раннее лечение

Дети с дислексией, которые получают помощь уже в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения, преуспевая в начальной и средней школе.

Дети, не получающие помощи до старших классов, могут испытывать трудности с усвоением навыков чтения, необходимых для хорошего восприятия текста. Они могут отставать в учебе и никогда не успевать. Ребенок с тяжелой дислексией, возможно, никогда не сможет легко читать, однако он может приобрести навыки чтения и выработать стратегии для улучшения школьной успеваемости и качества жизни.

Что могут сделать родители

У вас есть фундаментальная роль, чтобы помочь ребенку преуспеть. Примите следующие меры:

  • Решите проблему в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что у ребенка дислексия, поговорите с врачом ребенка. Раннее вмешательство может улучшить успех.
  • Читайте вслух своему ребенку. Лучше, если вы начнете читать, когда ребенку исполнится 6 месяцев или даже раньше. Попробуйте слушать с ребенком записанные книги. Когда ребенок станет достаточно взрослым, попросите его послушать истории, а затем рассказать их вам.
  • Работайте со школой ребенка. Поговорите с учителем ребенка о том, как школа поможет вам добиться успеха. Вы лучший защитник своего ребенка.
  • Поощряйте чтение. Чтобы улучшить освоить навыки чтения, ребенок должен читать. Поощряйте ребенка больше читать.
  • Подайте пример для чтения. Уделяйте каждый день час на чтение, чтобы ребенок тоже начал читать; это служит примером ребенку. Покажите своему ребенку, что чтением можно наслаждаться.

Что могут делать взрослые с дислексией

Преуспевать в работе взрослым с дислексией может быть трудно. Чтобы помочь себе в достижении целей, независимо от вашего возраста, попытайтесь пройти оценку и получить помощь в чтении и письме.

Проблемы с чтением и письмом не обязательно означают, что человек с дислексией не сможет добиться успеха в жизни. С правильными ресурсами, способные студенты, страдающие дислексией, могут быть очень успешными. Многие люди с дислексией становятся творческими и яркими личностями, и могут быть талантливыми в математике, науке или искусстве. Некоторые люди даже имеют успешную карьеру писателя.

tvojajbolit.ru


Смотрите также